Музыкальное занятие в группах дошкольного возраста имеет несколько разделов. 1. Приветствие Значение приветствия на занятии очень важно и методически оправданно. Педагог, здороваясь с детьми, настраивает их на позитив, создает атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Одновременно решаются педагогические задачи — воспитывается доброе, внимательное отношение Друг к другу, формируются коммуникативные навыки. В непринужденной игровой ситуации осуществляются и музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуковысотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить. У малышей разнообразное приветствие на развитие звукоподражания, звуковысотного слуха и голоса, интонационной выразительности и динамики. Дети старшего дошкольного возраста учатся в приветствии петь музыкальные интервалы, здороваться с помощью звучащих и немых жестов, придумывать приветствие самостоятельно. 2. Музыкально-ритмические движения Музыкально-ритмические упражнения направлены на то, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения. В этот раздел включено два вида движении: общеразвивающне (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т. д.). Все эти движения в дальнейшем используются в играх, плясках, хороводах. Для того чтобы дети могли легко освоить то или иное движение, необходимо выполнять определению последовательность и вариативность разучивания, которая заинтересовывает детей и помогает им справиться с заданием. 3. Развитие чувства ритма. Музицирование Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо. Без ритма невозможны пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Развивает координацию движений, чувство ритма, звуковысотный слух. 4. Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании, пении разными голосами (кислым, замерзшим, низким, хриплым, писклявым и т. д.) у ребенка развиваются звуковысотный слух и голос что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка несет в себе полезную информацию). Придумывая сюжетные линии для персонажей раскраски (книга «Умные пальчики»), дети развивают мыслительное творчество. Раскрашивая рисунки, дети (через цветовую гамму) выражают свое эмоциональное и психологическое состоянии. Напряженный мыслительный процесс происходит тогда, когда ребенок, рассматривая изображения рук. пытается ассоциировать их с определенной потешкой. Для этого, достаточно трудного, задания ребенок не должен виден, название потешки и раскраску к ней. Проговаривая знакомые потешки только гласными звуками (ы. а-у-у-у-и; ы. а-у-у-с — мы капусту рубим, мы капусту трем) или на необычных слогах (гы, га-гу-гу. гу-гим: гы, га-гу-гу-гем — мы капусту рубим, мы капусту трем), дети улучшают звукопроизношение. Они учатся читать стихи и потешки выразительно и эмоционально. Дега, придумывая истории и диалоги персонажей раскраски, развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения. 5. Слушание (восприятие ) музыки Слушание музыки в детском саду — очень важное, необходимое, а главное, интересное направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной культуры. Реализовать эту цель помогает правильный, грамотный, доступный детскому восприятию отбор произведений Учитывая, что одной из задач программы «Ладушки» является знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. К каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое значение имеет использование аудиозаписей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому восприятию глубже прочувствовать характер, особенности произведения. Показательно, что один из самых сложных разделов «Слушание музыки» — является у детей любимым. 6. Распевание, пение Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечетком произношение, гуление), им предлагаются несложные, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, в нужном диапазоне. Текст песен не должен сухо заучиваться на занятиях. Это должно происходить непроизвольно. Для запоминания рекомендуются различные игровые приемы. Дети должны уметь петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без инструмента, «по ролям» (когда песня хорошо выучена), открытым и закрытым звуком. Очень эффективный прием поочередного пения: запев педагог, припев — дети; запев исполняют солисты (несколько детей, припев — все дети и т. д. Немаловажное значение имеет использование песен в самостоятельной деятельности детей вне занятий. 7. Пляски, игры, хороводы Основная цель этого раздела в занятии — дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, куклы, матрешки и т. д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста (у маленьких детей). В хороводе детям достаточно только выполнять движения по показу педагога и под его пение, так как иногда бывает затруднительным для них одновременно двигаться и выполнять движения. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них. Танец всегда был и остается любимым занятием детей. Он занимает особое место в их жизни. Танец и развлекает, и развивает ребят. Плавные, спокойные, быстрые или ритмичные движения под красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира. Танцы для детей — это особый вид деятельности, дети не обладают хореографической пластичностью, ведь выразительным танец может стать тогда, когда человек осознает характер музыки, может выразить посредством движения мысли, чувства, переживания. Танцы могут быть разные: народные, характерные, бытовые, бальные, сольные, массовые. Движения очень простые: хлопки, притопы, подскоки. кружение. Красоту детскому танцу придают музыкальное оформление, идея танца, оригинальные переходы и перестроения и непосредственность исполнения. Особое внимание нужно уделять детскому массовому танцу, где от детей не требуется долгого разучивания последовательности движений. Массовые танцы доставляют детям огромное удовольствие и решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развиваема чувство ритма и. конечно, хорошего музыкального вкуса.
«ВЕЛИКАНЫ И ГНОМЫ»
Положив руки на пояс, дети встают в исходное положение: пяточки вместе, носочки врозь. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы дети опускаются на всю ступню.
«НЕЗНАЙКА»
Дети поднимают плечи как можно выше, затем дают им свободно опуститься («бросить плечи вниз»).
«КОШКА ВЫПУСКАЕТ КОГТИ»
Дети постепенно выпрямляют и сгибают пальцы и кисти рук: руки согнуть в локтях перед грудью или выпрямить, кисти сжать в кулачки, слегка отогнув вверх. Постепенно с усилием выпрямить все пальцы вверх и разводить их до предела, напрягая кисть («кошка выпускает когти»). Затем согнуть кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти»), и вернуть кисти в исходное положение.
«ПЬЕРО»
Дети должны потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев все тело («Пьеро встречает солнышко»). Затем последовательно начинают «падать» кисти рук («спряталось солнышко»), сгибаются руки в локтях и, освободив напряжение мышц спины, шеи и плеч, надо позволить корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед, слегка согнув колени («Пьеро плачет»).
«СТРЯХНЕМ ВОДУ С ПЛАТОЧКОВ»
Руки, согнутые в локтях, со свободными кистями, перед грудью. Дети должны движением предплечья бросить пассивные кисти вниз. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулачки, чтобы почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
«ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВО»
Дети выполняют круговые движения плечами: руки согнуты в локтях, локти прижаты к корпусу, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх – назад – вперед. Амплитуда движения максимальная. При движении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Надо следить, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед, т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.
«КАРЛСОН»
Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до кончиков пальцев («изобразить самолет»).
«ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ»
Дети выполняют свободное круговое движение рук: описывают руками большие круги перед собой, начиная из положения «руки в стороны». Движение маховое: после быстрого толчка руки и плечи освобождаются от напряжения. Они свободно взлетают, описывая круг, и так же свободно падают. Движение повторить в темпе.
«КОТ БАЗИЛИО»
Дети переносят тяжесть тела с пяток на носки и обратно; руки опущены и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переноситься медленно вперед на переднюю, часть стопы и пальцы, пятки от пола не отрываются, все тело слегка наклоняется вперед. Корпус при этом остается прямым. Затем тяжесть тела переноситься на пятки. Носки от пола не отделяются.
«ПЕТУШОК»
Дети ходят с высоким подниманием колена, с хлопком по бедрам. «Ходит по двору будильник, Разгребает лапкой сор. Расправляет с шумом крылья И садится на забор».
«ПИНГВИН»
Дети ходят на прямых ногах, руки за спиной. «Лед да лед, лед да лед, Смело он по льду идет. Лед да лед, лед да лед, Но уж он не упадет!»
«КРОКОДИЛ ГЕНА»
Дети ложатся на пол, руки вдоль туловища. Поочередно поднимают правую и левую ноги, вытягивая при этом носок и замирая так на несколько секунд. Упражнение повторяется каждой ногой в среднем темпе. «Тем, кто в речку угодил нос откусит…(крокодил)»
«ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА»
Дети ставят ноги во вторую позицию. Глубоко приседают, руки кладут на колени. В таком положении прыгают и весело квакают. «Скачет зверушка. Не рот, а ловушка. Попадет в ловушку И комар, и мушка».
«ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА»
Дети приседают, опираясь ладонями и пальцами ног о пол, наклоняют туловище чуть вперед. Взгляд направлен в пол перед собой. Наклоняют корпус вперед и ставят руки на пол так, чтобы локти упирались в колени. После представляют себе, что хитрая лиса пытается пролезть под забором. Медленно скользят и передвигаются руки и туловище вперед. Прогибаются, выпрямив руки (ноги немного согнутые в коленях) и приподняв корпус над полом так высоко, как только смогут. «Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, В деревне кур крадет».
«ЗАЙЧИШКА ТРУСИШКА»
Дети прыгают на двух ногах по прямой, по точкам, по диагонали, по квадрату, в стороны. «Живу в лесу и на лугу, Я порчу в огороде грядки И удираю без оглядки».
«ОБЕЗЬЯНКА»
Взять яркие платочки или ленточки – это «хвостики». Заправить их в шорты и превратиться в маленьких смешных обезьянок. «С ветки на ветку прыгает, скачет, упадет – не заплачет».
«ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА»
Дети садятся на пол, сгибают ноги в коленях. Поставить ноги на полную ступню, руками упереться в пол на уровне плеч. Пальцы рук должны быть направлены вперед. Поднять корпус тела как можно выше. Прямые руки и ноги поддерживают тело. Стараться держать их вертикально. Дети делают 3 маленьких шага вперед, назад, в стороны. Этюд выполнять медленно «Панцирь каменный – рубаха, а в рубахе… (черепаха)»
«МЕДВЕЖОНОК» «Он в берлоге спит зимой под большущею сосной. А когда придет весна, Пробуждается от сна». Этюд выполняется на музыку В.Шаинского «Песенка медвежонка» («Ритмопластика» Бурениной). Дети прослушивают фрагмент русской народной сказки, показывающий им характер ее героя – медведя. После им предлагается показать спящего в берлоге медведя, который вяло поворачивается с боку на бок. Медвежонок просыпается и начинает делать зарядку.
«СОБАЧКА ЖУЧКА»
Дети ложатся на живот, ноги сгибают, носочки вытягивают. Сначала «собачка виляет хвостиком» (ноги ложатся по разные стороны от корпуса), затем ноги начинают двигаться – «собачка побежала». «С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, А хвост колечком».
«СОРОКА – БЕЛОБОКА»
Ноги на ширине плеч. Дети выполняют маховые движения руками через стороны вверх и вниз. «Трещала с самого утра: Пор – р – Ра! Пор – р – Ра! А что – пора? Такая с ней морока, Когда трещит… (сорока)».
Маленькие гномики по радуге гуляли И в ладоши с тучек капли собирали. По цветным дорожкам весело бежали С радугою красок капельки смешали. Кисточки волшебные так дружно в руки взяли, Что цветные дождики в небе засияли. Капли разноцветные с радуги скатились И цветы весенние дождиком умылись. Яркими узорами дождь все цветы украсил, А кузнечику в траве скрипочку покрасил. И танцуют капельки с мотыльком, цветами, А на небе радуга песню напевает. Радуга: Кап-кап дождь цветной, Разноцветный, расписной. Весело смеется, радостью зовётся. Кап-кап дождь цветной, Разноцветный, расписной. Всем нам улыбается - счастьем называется.