Основой образовательной программы ДОУ
является комплексная программа «Детство» (Т.И. Бабаева 2011 г ),которая
определяетсодержание и организацию
образовательного процессадля
дошкольников и направленана
формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и
личностных качеств, формирование предпосылокучебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность , сохранение
и укреплениездоровья детей дошкольного
возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Программа
определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей в
возрасте от 3 до 7 лет.
Девиз программы «Детство»: « Чувствовать – Познавать- Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы образовательной программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого. Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, с их поступками, эмоциональными состояниями. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста, пола. Так постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения человека и природы, сострадать человеку, животным, растениям. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе народной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. В каждом разделе программы линия чувств, становится обязательной составляющей воспитания и образования дошкольников. Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольников чувстве удивления и восхищения миром. Задача программы – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника, программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира – наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов, трудовая деятельность, природа, искусство) Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.). Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию. В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Задача программы – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Программа ориентирует на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также предполагает творчество детей в математической, природоведческой, речевой сфере. Считаем, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности ,к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок с соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности. Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника. Все содержание программы центрировано на ребенке, создании ему эмоционально- комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. Программа является комплексной образовательной программой. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. В осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики уровней освоения содержания программы.
Образовательной
программой «Детство» Т.И. Бабаева 2011 г охвачены 3 возрастные группы,
Образовательной программой «Кроха»Г.Г.2007г.Григорьевой охвачена 1
группа раннего возраста, сохраняется
принцип преемственности младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
Реализуются следующие разделы:
Программа
«Детство» Т.И. Бабаева 2011
Мир искусства и
художественная деятельность включает занятия по рисованию, лепке,
аппликации, конструированию, ручному труду;
Социальный мир – включает
занятия по этикету и ситуациям общения, предметному и рукотворному миру,
ОБЖ, предпрофильному развитию;
Природный мир – включает
занятия по экологии, краеведению;
Математическое
развитие;
Речевое развитие;
Художественная
литература;
Мир музыки;
Физическое развитие
Программа «Кроха»Г.Г.2007 г.
·Мир природы учит наблюдать
и знакомит малыша с первыми животными, растениями, особенностями времени года.
·Физическое развитие способствует
грамотному обучению ребенкаходьбе,
ползанию, лазанию, бросанию, ловле предметов; способствует развитию мелкой и
крупной моторики.
·Развитие речи необходимо для
проявления детской непосредственности, начальной активности и
самостоятельности, потребности в общении.
·Развивающие комплексные занятия формируют такие
умения и навыки, как: назначение предметов, взаимодействие с ними, отличие по
форме, величине, цвету.
·Музыкальное и художественное развитие приобщает
малыша к искусству: знакомит с разнообразным миром звуков, красок и форм, учит
эмоционально отзываться на музыку и цвет.
Программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и др. Учреждение работает по основной общеобразовательной программе ДОУ разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и др. Программа «Кроха» под редакцией Г.Г. Григорьевой. • − Заведующая ДОУ Н.А.Федянина -руководитель высшей квалификационной категории, награждена Грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. С детьми работают квалифицированные педагогические кадры, уровень подготовленности которых повышался в отчетном году через участие в методической работе РМО и ДОУ, конференциях, конкурсах педагогического мастерства, творческих фестивалях, самообразование и курсовую подготовку. Работа педагогов ДОУ удовлетворяет потребности родителей воспитанников и соответствует проблемам окружения. Педагоги детского сада – это сплоченный и стабильный коллектив единомышленников. По итогам учебного года педагогический коллектив характеризуется работоспособностью, стремлением к повышению квалификации и педагогического мастерства. Все педагоги систематически повышают свой профессиональный уровень, участвуют в семинарах-практикумах, педагогических советах, проводят открытые мероприятия для педагогов ДОУ, обучаются на курсах, семинарах, участвуют в мастер-классах ДОУ и на районном уровне. В 2012-2013 учебном году формами повышения педагогического мастерства были: - организация курсов повышения квалификации (в течение учебного года курсы повышения квалификации прошли 2 воспитателя старшей группы– 72 ч. инструктор по физической культуре 72 ч., музыкальный руководитель 72 ч и учитель-логопед. 72 ч; - посещение и участие в городских МО, семинарах, фестивалях; - семинары-практикумы и круглые столы на базе доу района - организация педагогических мастерских (открытые мероприятия и презентация педагогического опыта); - организации деятельности творческих групп. Был разработан план самообразования педагогов, каждый педагог изучал выбранную тему и в течение учебного года представлял его в форме, запланированной в годовом плане. Использовались такие формы, как творческий отчет (20%), составление серии конспектов по теме (8%), выступлении на консультации (25%), проведение семинаров - практикумов (20%), показ открытых мероприятий (15%), проведение консультаций и семинаров по теме (12%). На 2013-2014 учебный год запланирована аттестация 6 педагогов на квалификационные категории и их подтверждение, педагоги, вновь пришедшие на работу в МКДОУ, в соответствии с Приказом от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»должны проработать в данной должности не менее 2 лет, после чего подавать заявление на прохождение аттестации. В ДОУ создана доброжелательная и комфортная обстановка: сотрудники поддерживают инициативу детей в общении с взрослыми – взаимодействуют с детьми в ласковой, дружелюбной манере, как правило, реализуют в общении позицию равноправного партнера, проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям ребенка, поддерживая его чувство собственного достоинства. На данный момент педагогический коллектив имеет благоприятный психологический климат. В коллективе происходит обновление средств и форм работы, возрастает творческая активность педагогов. Особую роль в учреждении играют опытные педагоги их опыт и знания–достояние всего педагогического коллектива. Важной характеристикой готовности педагогических работников к осуществлению профессионально-педагогической деятельности является их профессиональная компетентность, от которой зависит качество выполняемых ими функций. Обеспеченность ДОУ педагогическими кадрами в 2011-2013 учебном году составила – 100 %
обеспечивает построение целостного педагогического процесса, включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-нравственному, художественно-эстетическому, познавательно-речевому. Образовательная программа МКДОУ Бобровский детский сад «Колосок» охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Программа основывается на положениях: 1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста; 2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования; 3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования. Программа: - разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста; - направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие; - отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы; - сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; - обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; - соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»); - строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми; - в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования; - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей; - предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе; - учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста; - обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования, исключающую дублирование программных областей знаний и реализующую единую линию общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства; - направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Основой образовательной программы ДОУ является комплексная программа «Детство» (Т.И. Бабаева 2011 г ),которая определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность , сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Она охватывает 4 возрастных периода: - 2 младшая группа – от 3 до 4 лет - средняя группа – от 4 до 5 лет - старшая группа – от 5 до 6 лет - подготовительная группа – от 6 до 7 лет.